ФУТУРИЗМ (от лат. futurum — будущее) — литературно-художественное
направление в Италии и России начала XX в. Его появление было ознаменовано опубликованием
в 1909 г. «Манифеста футуризма» итальянского поэта Ф. Т. Маринетти. В следующем
году Ф. Т. Маринетти оказался во главе группы художников, полностью разделявших
его взгляды: У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Северини, Дж. Балла. В своих
многочисленных программных документах футуристы полностью отвергали завоевания
традиционной культуры и все свои помыслы обращали в будущее, связывая их с развитием
индустриальной эпохи все ускоряющихся темпов жизни.
Футуризм. У. Боччони. «Голова + Свет + Окружение». 1912
г.
Творчество футуристов во многом обусловлено влиянием кубизма,
но они отвергали его основополагающий принцип анализа формы и стремились к непосредственному
эмоциональному отображению окружающего их мира высоких скоростей.
Футуристы разработали особый тип картины, так называемые «энергетические»
композиции, представляющие собой раздробленные на фрагменты геометрические фигуры
и пересекающие их острые углы. Один из основных принципов их построения — симультанность,
одновременное представление различных моментов движения.
Футуристы выдвинули идею открытого произведения искусства,
которое включает в себя реальное пространство и охватывает зрителя со всех сторон
(пластико-динамические комплексы Дж. Балла).
После первой мировой войны движение футуристов идет на спад,
но в 1920-х гг. его принципы возрождаются в движении «второго футуризма» (Э.
Прамполини, Ф. Деперо).
В России футуризм был представлен кубофутуристическими работами
Д. Д. Бурлюка и О. В. Розанова.