ВЛАМИНК Морис де
(1876-1958) — французский живописец, график, писатель.
Родился в семье музыкантов. Рано был вынужден зарабатывать
на жизнь, поэтому получить специального художественного образования М. Вламинку
не удалось.
Мотив одной из его первых работ был типично импрессионистический
в духе К. Моне и А. Сислея — зеленая полоска травы на переднем плане, далее
река и, наконец, противоположный берег с вытянувшейся линией домов («Набережная
в Буживале», 1900, частное собрание). Но уже в ней поэтическому восприятию окружающего
мира импрессионистов М. Вламинк противопоставляет свое материальное, чувственное
ощущение натуры. Четкие, хорошо очерченные контуры предметов заполнены неяркими,
но насыщенными красками, и только небо сохраняет свою воздушность благодаря
отрывистым бело-голубым мазкам.
«Хижины». 1925 г.
В 1901 г. Вламинк посетил ретроспективную выставку работ Ван
Гога, впечатление от которой было так сильно, что следующий период в творчестве
художника происходил под знаком творчества голландского мастера. В своеобразном
вангоговском варианте проходит у М. Вламинка и увлечение фовизмом, отмеченным
экзальтированным буйством чистых красок. Хроматический накал достигает такой
степени, что на картинах совершенно отсутствуют тени, пространство вовлекается
в яростный водоворот красок, перспективные планы превращаются в декоративные
плоскости («Красные деревья», 1906; «Улица в Марли» — обе в Национальном музее
современного искусства, Париж; «Барки на Сене», ГМИИ, Москва).
«Городок с церковью»
Влиянием другого постимпрессиониста — П. Сезанна — отмечен
конец 1900-х гг. Доведя красочные сочетания до предельной насыщенности, М. Вламинк
словно выдохся. Его палитра становится сдержанной, подчас даже суровой, с зелеными
и синими доминирующими тонами. На смену стремительным энергичным мазкам приходят
медлительные и тугие («Городок с церковью», Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Шату.
Остров Флёри», 1907, частное собрание; «Дом с навесом»; «Буживаль» — обе в Национальном
музее современного искусства, Париж). Однако даже в этих более спокойных по
своему художественному выражению полотнах М. Вламинк сохраняет свой особый тревожный
взгляд на окружающую его действительность, который проявляется иногда в лихорадочной
манере письма, нарушающей конструктивную ясность формы, и в мрачном сочетании
красок.
То же ощущение тревоги характерно и для поздних работ художника,
близких по своей манере творчеству экспрессионистов («Хижины», 1925, Национальный
музей современного искусства, Париж; «Дорога», 1926; «Гроза над хлебным полем»,
1946 — обе в частных собраниях).
|