Физическое и духовное перенапряжение привело к обострению
психического заболевания, и художник в мае 1889 г. попадает в лечебницу Сен-Реми,
где в промежутках между приступами продолжает заниматься своим любимым делом.
В качестве «модели» ему служили репродукции произведений известных художников,
которые он воспроизводил своим собственным живописным языком. Так, по рисунку
Г. Доре он создал свое оригинальное полотно «Прогулка заключенных» (1890, ГМИИ.
Москва), отражающее его теперешнее настроение: покорность и обреченность. Но,
несмотря на гнетущее состояние, именно здесь, в лечебнице, Ван Гог создает поистине
космические полотна, наполненные любовью к земле и небу.
В «Звездной ночи» (1889) устремленные в небо кипарисы напоминают
языки пламени, а земля воспринимается как летящая в космическом пространстве
планета. Шары звезд — эти подобия солнца — как бы завершают мотив источника
света, начатый В. Ван Гогом еще в «Едоках картофеля».
Последние два месяца своей жизни художник проводит в небольшой
деревушке под Парижем и создает разные по эмоциональному настрою картины: наполненный
чистотой и свежестью «Пейзаж в Овере после дождя» (1890, ГМИИ, Москва), трагичный
портрет доктора Гаше (1890, Лувр, Париж) и полную предчувствия скорой смерти
«Стаю ворон над хлебным полем».
Закончив работу над этой картиной, во время очередного приступа
депрессии он кончает жизнь самоубийством.
Винсент Ван Гог. «Портрет доктора Гаше». 1890 г.
• Литература:
Ван Гог. Письма. Пер. с голл. Л.-М., 1966.
Ревалд Дж. Постимпрессионизм. Пер. с англ. Т. 1. Л.-М., 1962.
Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. Пер. с франц. М., 1973.
Мурина Е. Ван Гог. М., 1978.
Дмитриева Н. А. Винсент Ван Гог. Человек и художник. М., 1980.
Стоун И. Жажда жизни. Повесть о В. Ван Гоге. Пер. с англ.
М., 1992.