Винсент
«Пейзаж в Овере после дождя». 1890 г.
Изображения дорогих его сердцу крестьян приобретают обобщающий
характер, олицетворяя собой созидательное начало мира и светлую веру в будущее.
В портретных образах художник сосредоточивает внимание на
внутренней жизни модели, воспроизводя ее со всей, присущей только ей одной,
индивидуальной неповторимостью на фоне, лишенном какого-либо конкретного антуража.
Причем даже самые драматические образы неразрывно связаны с ощущением радости
и красоты жизни, передаваемым сочетанием ярких красок и причудливой орнаментальностью
форм. Таковы его автопортреты и изображения простых людей, близких, друзей художника:
«Арлезианка. Госпожа Жину» (1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); «Почтальон
Рулен» (1888, Музей изящных искусств, Бостон); «Зуав»; «Колыбельная» и т. д.
«Прогулка заключенных». 1890 г.
В очеловечивании окружающего мира В. Ван Гог не ограничивался
окружающей его природой, многие предметы, представленные на его полотнах, тоже
наделены способностью чувствовать и выражать ощущения своих владельцев: «Ночное
кафе в Арле» (1888, частное собрание, Нью-Йорк), вызывающее смертельную тоску;
«Спальная художника» (1888, Фонд В. Ван Гога, Амстердам), навевающая мысли о
покое и отдыхе.
В Арле Ван Гог попытался осуществить свою давнюю мечту об
ассоциации художников, противостоящей хаосу индивидуалистической цивилизации,
но попытка оказалась трагичной.