ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

САПУНОВ Николай Николаевич (1880-1912) — русский живописец и театральный художник.

Учился в училище живописи, ваяния и зодчества у И. И. Левитана, В. А. Серова, К. А. Коровина (1893-1904) в Москве и в Академии художеств у А. А. Киселева (1904-1911). Жил в Москве и Петербурге (с 1908). Посетил Италию (1902). Член объединения «Голубая роза».

Театральные работы Н. Н. Сапунова выходят за привычные рамки декораций и эскизов для костюмов, они красочны и декоративны. Сцена, оформленная художником, производила впечатление ожившей картины и зачастую определяла успех спектакля («Шарф Коломбины», на сюжет пантомимы по рассказу Шницлера, поставленной в Доме интермедий в Петербурге, 1910, Театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва; «Мистическое собрание», на сюжет лирической драмы А. Блока «Балаганчик», поставленной в Драматическом театре В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге, 1909, Третьяковская галерея, Москва).

Некоторые декорации в дальнейшем переделывались в самостоятельные живописные произведения, отражающие яркий праздничный мир театральной иллюзии. Любимыми мотивами в творчестве Н. Н. Сапунова были народные празднества и гулянья с их традиционными атрибутами («Маскарад», 1907, Третьяковская галерея, Москва; «Карусель», 1908, Русский музей, Санкт-Петербург; «Карусель», 1908, Третьяковская галерея, Москва; «Ряженые», 1908, частное собрание).

Большое место в творчестве Сапунова занимают цветы, в их передаче он достигает настоящей виртуозности, раскрывая в полной мере свое колористическое дарование. Натюрморты с изображением цветов делятся на две группы: в одной представлены только цветы в виде великолепной красочной стихии («Голубые гортензии», 1907, Третьяковская галерея, Москва; «Рододендроны», 1911, Собрание Л. А. Руслановой), а в другой они служат одним из компонентов композиции наряду с золоченым фарфором, цветным стеклом, а также изысканными вазами и мерцающим шелком («Натюрморт с автопортретом», 1907, Собрание Крымовой; «Пионы», 1908; «Вазы, цветы и фрукты», 1910; «Натюрморт», 1912 — все в Третьяковской галерее, Москва).

"Голубые гортензии". 1907 г.

• Литература:

Розенталъ Л. Сапунов // Искусство. 1962, № 10.

Алпатов М. В., Гунст Е. А. Н. Н. Сапунов. М., 1965.

Hosted by uCoz