ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1926) — выдающийся русский живописец, мастер исторического жанра.

Родился в семье потомственных казаков. Учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова (1869-1875), который открыл для него искусство мастеров итальянского Возрождения, и русского живописца А. А. Иванова. Писал исторические картины, отражающие переломные моменты в развитии русской истории («Утро стрелецкой казни», 1881; «Меншиков в Березове», 1883 — обе в Третьяковской галерее, Москва; «Покорение Сибири Ермаком», 1895, Русский музей, Санкт-Петербург; «Переход Суворова через Альпы», 1899, Русский музей, Санкт-Петербург), портреты («Горожанка», 1902; «Сибирская красавица», 1891; «Донской казак Кузьма Запорожцев», 1893 — все в Третьяковской галерее, Москва) и пейзажи («Вид Москвы», 1908, Третьяковская галерея, Москва).

Знакомство с искусством импрессионистов значительно обогатило художественную манеру живописца. Об импрессионистическом подходе к изображаемой натуре свидетельствует одно из центральных его полотен — «Боярыня Морозова» (1887, Третьяковская галерея, Москва), воспроизводящее краткое мгновение, в течение которого перед зрителем проносятся сани с опальной боярыней. Наблюдая за натурой на открытом воздухе, художник сумел разглядеть в ней необычайное цветовое богатство. Цвет человеческой кожи, одежды и белого снега у В. И. Сурикова распадается на множество пятен — мазков голубого, розового, зеленого, золотистого — чтобы на некотором расстоянии в восприятии зрителя слиться в единое многоцветное искрящееся полотно.

«Боярыня Морозова». Фрагмент. 1887 г.

«Портрет доктора А. Д. Езерского»

Виртуозное владение пленэрной живописью позволяет художнику передать тончайшие оттенки человеческих чувств.

Особенностью творческой манеры живописца было то, что импрессионистическое видение он вводил в рамки академической нормативности приемов изображения, стремясь к четкой пластике формы.

Среди портретных работ Сурикова, отличающихся большой самобытностью, имеются полотна, написанные в той же творческой манере, что и лучшие произведения П. Сезанна и В. Ван Гога («Человек с больной рукой», 1913, Русский музей, Санкт-Петербург; «Портрет доктора А. Д. Езерского», Третьяковская галерея, Москва).

• Литература:

В. И. Суриков. Альбом. М., 1960.

В. И. Суриков. Альбом. М., 1963.

Каменов В. С. В. Суриков. Альбом. Л., 1978.

Каменев В. С. Историческая живопись Сурикова. 1870-1880-е гг. М., 1963.

В. И. Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977.

Hosted by uCoz