ИМПРЕССИОНИЗМ (франц.
impressionnisme, от франц. impression — впечатление) — направление в искусстве
последней трети XIX — начале XX в. Мастера этого направления пытались непредвзято
и как можно более естественно и свежо запечатлеть мимолетное впечатление от
быстро текущей, постоянно меняющейся жизни.
В 1648 г. в Париже была основана Королевская академия живописи
и скульптуры, долгие годы следившая за тем, чтобы творческая деятельность страны
проходила в рамках классического искусства. Ежегодно под эгидой Академии проводились
выставки — Салоны, участие в которых было престижным и почетным. Решающее слово
при отборе картин для выставки принадлежало строгому жюри, состоявшему из преподавателей
Академии и следившему за тем, чтобы сюжеты представленных полотен содержали
героическую или историческую тематику, а сами бы они были выполнены в определенной
цветовой гамме с соблюдением непреложных законов классической композиции.
Но 15 апреля 1874 г. в Париже на бульваре Капуцинов состоялась
выставка 30 молодых художников, картины которых были отвергнуты официальным
жюри Салона. Центральным произведением этой выставки явилась картина Клода Моне
«Впечатление. Восход солнца» (Музей Мар моттан, Париж).
На полотне, написанном художником в 1872 г. в его родном городе
Гавре, изображена почти нереальная картина восхода солнца над водной гладью
гавани. Цвета только слегка обозначены, все подернуто легкой сероватой дымкой,
сквозь которую виднеются расплывчатые силуэты судов и кранов. И только красный
шар солнца пробивается сквозь утренний туман, создавая в центре картины яркое
цветовое пятно. Если отойти от картины на некоторое расстояние, то резкие мазки
кисти превращаются в легкую рябь на воде, придавая всей картине удивительную
реальность и осязаемость. Впервые в истории живописи художник попытался запечатлеть
не реальный объект, а свое впечатление от него.
Один из досужих репортеров, которых было великое множество
на этой скандальной выставке, Луи Леруа, сотрудник «Шаривари», презрительно
назвал Моне и его товарищей «импрессионистами». Впоследствии это ироничное имя
закрепилось за художниками и очень быстро потеряло свой первоначальный отрицательный
смысл.
Несмотря на то, что выставка молодых художников вызвала бурную
общественную реакцию, нельзя считать, что именно 1874 г. является годом рождения
данного направления в живописи. Сложилось и оформилось оно раньше — примерно
за 6-7 лет до указанных событий, поэтому крещение можно считать несколько запоздавшим.
Кроме того, импрессионизм имел своих предшественников, опыт которых и стал его
теоретическим обоснованием.
Причины, которые заставили художников объединиться и выставить
свои картины вопреки официальному мнению жюри, были просты. С одной стороны,
выставка явилась своеобразным манифестом, провозглашающим существование нового
молодого направления, которое заявило о себе в полный голос. С другой стороны,
она привлекала знатоков и ценителей, которые могли стать потенциальными покупателями.
Ведь до этого гарантией значимости картины было участие ее автора в официальном
Салоне.
Зима, предшествующая выставке, для многих ее участников былаочень
суровой: многие из них в буквальном смысле слова умирали с голода. Поэтому К.
Моне взял на себя труд по организации коллективной выставки в надежде, что отвергнутые
по одиночке, собравшись вместе, художники смогут привлечь внимание к своему
творчеству и своим проблемам.
Импрессионизм. Э. Дега. «Репетиция балета на сцене». 1878-1879
гг.
Импрессионизм. О. Ренуар. «В ложе». 1874 г.
|