БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА
— объединение французских живописцев, положивших начало реалистическому пейзажу.
Своим названием она обязана небольшой французской деревушке Барбизон, расположенной
близ леса Фонтенбло, где в 1830-1860-е гг. любили работать художники этой группы.
Излюбленными мотивами их творчества были обыденные, повседневные пейзажи, в
которых они стремились передать разнообразные состояния природы, вибрацию света
и воздуха. Работая с натуры, барбизонцы обращали особое внимание на фиксацию
непосредственного впечатления, разрабатывали методику тональной живописи, богатой
световыми и цветовыми нюансами и валёрами. Своим творчеством они доказывали
эстетическую ценность национального ландшафта. К барбизонцам принадлежали Ж.
Дюпре, Т. Руссо, Н. Диаз де ла Пенья, полотна которого наиболее точно соответствовали
героикоро мантической линии пейзажной живописи XIX в., а также Ш. Добиньи, занимавшийся
детальной разработкой проблемы передачи световоздушной среды, и К. Труайон,
включавший в пейзаж анималистический и жанровый стаффаж.
Барбизонская школа. Т. Руссо. «Пейзаж с мостиком». 1850-е
или 1860-е гг.
К барбизонцам были близки Э. Делакруа, Т. Жерико, К. Коро,
Ж. Ф. Милле.
Традиции Барбизонской школы оказали огромное влияние на дальнейшее
развитие французского реалистического пейзажа, а также на развитие пейзажной
живописи в европейских странах (Я. Б. Ионкинд в Нидерландах, М. Мункачи в Венгрии
и др.) и России (А. П. Боголюбов, Ф. А. Васильев, А. К. Саврасов и др.).
Искусство мастеров этого направления сыграло огромную роль
в становлении и развитии импрессионизма во Франции.
БЛИК (нем. Blick) — отблеск света. По шкале градаций
светотени, используемой в живописи и графике, блик — это самое яркое световое
пятно, лежащее на выступающих участках предмета, обращенных в сторону непосредственного
источника света.
Характер блика в живописи зависит от нескольких основных факторов:
в первую очередь от силы света, а также от формы и фактуры изображаемого предмета,
так как разные материалы и поверхности по-разному отражают или поглощают световые
лучи.
Блик. О. Ренуар. «Мулен де ла Галетт». 1876 г.
«БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ» — объединение московских живописцев,
в состав которого входили В. Д. и Д. Д. Бурлюки, Н. С. Гончарова, П. П. Кончаловский,
А. В. Куприн, Н. И. Кульбин, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, К. С. Малевич,
И. И. Машков, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк и др. Свое название, содержащее
протест против претенциозных изысков, оно получило после одноименной выставки,
организованной в 1910 г. его членами (старинное французское толкование игральной
карты «бубновый валет», что означает «плут, мошенник»).
Искусство художников, входивших в группу, представляло собой
своеобразную реакцию на импрессионизм и развивалось в значительной степени как
его эстетическая антитеза. Но именно открытия импрессионистов послужили основой
их понимания художественной формы, в частности самоценности цвета.
|