ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

ДЕНИ Морис (1870-1943) — французский живописец, график, теоретик искусства, участник группы «Наби».

Учился в академии Жюлиана (1887) и в Школе изящных искусств в Париже (1888). Свою живописную манеру М. Дени называл неотрадиционализмом. В начале творческого пути испытал влияние П. Гогена, затем увлекся творчеством Н. Пуссена, Рафаэля, Фра Анжелико и постепенно дошел до академизма. Прошлое, составлявшее основной мотив его творчества, пленяло его главным образом как эпоха еще не поколебленной веры. Его религиозность в сочетании с возрождением в обществе религиозных настроений привела к созданию «священного искусства», рожденного верой и призванного служить церкви («Шествие на Голгофу», 1889, Музей Орсэ, Париж).


«Пейзаж с зелеными деревьями». 1893 г.

При создании своих картин он часто отходит от традиций и использует обобщенные и стилизованные формы, работая цветовым пятном. Иногда связывает евангельские сюжеты с событиями личной жизни («Посещение Христом Марфы и Марии», 1896; «Посещение Марией Елизаветы» — обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Вечная тема материнства нашла воплощение в поэтическом изображении женщины с ребенком на картине «Туалет ребенка» (1899, частное собрание, Париж). Обыденная сценка превращается у М. Дени в величественный образ высшего порядка, возникающий из ощущения почти неземного покоя и чистоты, чему во многом способствуют мягкий, рассеянный свет, светлая цветовая гамма и спокойная пластика движений.


«Святой источник в Гиделе». 1905 г.

Постепенно М. Дени начинает придавать особое символическое значение изображаемому: петляющая, извивающаяся дорога означает нелегкий жизненный путь; белые платья женщин, собирающих цветы, образуют живописный узор, воплощающий радость бытия и творческое начало в жизни; голубая лента реки символизирует загадочную сущность будущего («Апрель», 1892, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Лучшими работами М. Дени считаются те, в которых он, отвлекаясь от религиозного литературного источника, следует за впечатлением («Святой источник в Гиделе», 1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Творчески переосмысленное влияние П. Гогена и неоимпрессионистов проявилось в «Весеннем пейзаже с фигурами» («Священная роща», 1897, Эрмитаж, Санкт-Петербург), ставшем одним из самых главных произведений художника.

• Литература:

Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994.

Hosted by uCoz