ДЕНИ Морис (1870-1943)
— французский живописец, график, теоретик искусства, участник группы «Наби».
Учился в академии Жюлиана (1887) и в Школе изящных искусств
в Париже (1888). Свою живописную манеру М. Дени называл неотрадиционализмом.
В начале творческого пути испытал влияние П. Гогена, затем увлекся творчеством
Н. Пуссена, Рафаэля, Фра Анжелико и постепенно дошел до академизма. Прошлое,
составлявшее основной мотив его творчества, пленяло его главным образом как
эпоха еще не поколебленной веры. Его религиозность в сочетании с возрождением
в обществе религиозных настроений привела к созданию «священного искусства»,
рожденного верой и призванного служить церкви («Шествие на Голгофу», 1889, Музей
Орсэ, Париж).
«Пейзаж с зелеными деревьями». 1893 г.
При создании своих картин он часто отходит от традиций и использует
обобщенные и стилизованные формы, работая цветовым пятном. Иногда связывает
евангельские сюжеты с событиями личной жизни («Посещение Христом Марфы и Марии»,
1896; «Посещение Марией Елизаветы» — обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Вечная
тема материнства нашла воплощение в поэтическом изображении женщины с ребенком
на картине «Туалет ребенка» (1899, частное собрание, Париж). Обыденная сценка
превращается у М. Дени в величественный образ высшего порядка, возникающий из
ощущения почти неземного покоя и чистоты, чему во многом способствуют мягкий,
рассеянный свет, светлая цветовая гамма и спокойная пластика движений.
«Святой источник в Гиделе». 1905 г.
Постепенно М. Дени начинает придавать особое символическое
значение изображаемому: петляющая, извивающаяся дорога означает нелегкий жизненный
путь; белые платья женщин, собирающих цветы, образуют живописный узор, воплощающий
радость бытия и творческое начало в жизни; голубая лента реки символизирует
загадочную сущность будущего («Апрель», 1892, Государственный музей Крёллер-Мюллер,
Оттерло). Лучшими работами М. Дени считаются те, в которых он, отвлекаясь от
религиозного литературного источника, следует за впечатлением («Святой источник
в Гиделе», 1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Творчески переосмысленное влияние
П. Гогена и неоимпрессионистов проявилось в «Весеннем пейзаже с фигурами» («Священная
роща», 1897, Эрмитаж, Санкт-Петербург), ставшем одним из самых главных произведений
художника.
• Литература:
Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. М.,
1994.
|