РЕПИН
Репин оставил после смерти большое количество портретов. Их
отличает необычайная жизненность, глубина постижения внутреннего мира и психологического
состояния модели (портрет М. П. Мусоргского, 1881; портрет хирурга Н. И. Пирогова,
1881; портрет П. А. Стрепетовой, 1882; портрет Л. Н. Толстого, 1887 — все в
Третьяковской галерее, Москва; портрет В. В. Стасова, 1883, Русский музей, Санкт-Петербург).
При создании большинства портретов И. Е. Репин использовал некоторые приемы,
свойственные импрессионистической манере («Портрет пианистки гр. Луизы Мерси
д'Аржанто», 1890; «Портрет И. Л. Горемыкина и Н. И. Герарда» — оба в Третьяковской
галерее, Москва). Лиризм Репина нашел отражение в портретах «Отдых» (1882, Третьяковская
галерея, Москва), «Стрекоза» (портрет дочери, 1884, Третьяковская галерея, Москва),
портрет Нади Репиной (Саратовский государственный художественный музей им. А.
Н. Радищева). Попыткой создания портрета в пленэре является картина «Осенний
букет» (портрет Веры Репиной, 1892, Третьяковская галерея, Москва). В 1890-х
гг. Репин создает несколько заказных портретов, самым значительным среди них
является групповой портрет «Торжественное заседание Государственного Совета»
(1901-1903, Русский музей, Санкт-Петербург).
"Портрет И. Л. Горемыкина и Н. И. Герарда". 1903 г.
• Литература:
Репин И. Е. Об искусстве. М., 1960.
Репин И. Е. Избранные письма. 1867-1930. В 2-х т. М., 1969.
Стернин Г. Ю. И. Е. Репин. Л., 1985.
Репин И. Е. Далекое близкое. Л., 1986.
И. Е. Репин. 1844-1930. К 150-летию со дня рождения. Каталог
юбилейной выставки. М., 1994.
|