В определенной степени переходной можно назвать его картину
«Девушка с веером» (ок. 1881, Эрмитаж, Санкт-Петербург), написанную в более
холодной и изысканно формальной красочной гамме, характерной для позднего, так
называемого «энгровского» периода творчества О. Ренуара. С этим обстоятельством
связаны и резко очерченный контур, и строгая композиция, и более локальная трактовка
цвета, и тонкая игра с ритмическими повторами (полукружие веера перекликается
с полукруглой спинкой кресла и покатыми плечами девушки).
В самом начале 1880-х гг. он совершает путешествия в Алжир
и Гернси, а в 1882 гг. вместе со своей молодой женой Алиной Шарига уезжает в
Италию, где на него большое впечатление производят работы итальянских мастеров.
"Спящая". 1897 г.
Впитав в себя лучезарную красоту Средиземноморья, О. Ренуар
воплотил ее в восхитительных, завораживающих своей откровенной чувственностью
образах обнаженных моделей. Пленительная красота плавных изгибов тела, шелковистость
и прозрачная нежность кожи подчеркнуты тщательно выстроенной композицией и удивительно
нежной цветовой гаммой («Купальщица», 1882, частное собрание; «Большие купальщицы»,
1884-1887, Музей искусств, Филадельфия).
В 1903 г. О. Ренуар, страдающий артритом, переезжает на юг
Франции в свою виллу «Колетт» в Каньсюрмер. Болезнь прогрессирует, паралич поражает
ноги и руки художника, но О. Ренуар не сдается и продолжает рисовать, привязывая
кисть к руке. Занятия любимым делом помогают сохранить ему оптимизм и не терять
присутствие духа до самых последних дней его жизни.
• Литература:
Воллар А. Ренуар. Пер. с франц. Л., 1934.
Ренуар Ж. О. Ренуар. Пер. с франц. М., 1970.
Перрюшо А. Жизнь Ренуара. Пер. с франц. М., 1979.