Жанр портрета — один из древнейших в истории живописи, так
как в далеком прошлом он имел культовое значение и отождествлялся с душой умершего
человека. В античном мире были созданы настоящие шедевры этого вида искусства,
идеализированного в Древней Греции и проникающего в самую суть личности в Древнем
Риме. В средние века изображение человека регламентировалось строгими канонами
и традициями. В эпоху Возрождения происходит становление портретного жанра,
характеризующегося гуманистической верой в человека и глубоким пониманием его
духовной жизни (Я. ван Эйк в Нидерландах, Донателло, Л. да Винчи, Рафаэль, Тициан
в Италии, А. Дюрер, X. Хольбейн в Германии).
XVII-XVIII вв. отмечены интересом к психологии, внутреннему
миру человека (Ф. Хале, Д. Велас кес, Ф. Гойя в Испании, М. К. Латур, А. Гудон
во Франции, Т. Гейнсборо в Англии, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, Ф. И. Шубин
в России). В XIX в. внимание художников привлекали люди, отличающиеся силой
духа и живущие на пределе чувств и эмоций (Т. Жерико, Д. Энгр, Э. Мане, В. Ван
Гог во Франции, О. А. Кипренский, И. Н. Крамской, И. Е. Репин в России).
В XX в. интерес к личности портретируемого сохраняется, однако
отступает на второй план перед стремлением художника выразить свое понимание
мира (П. Пикассо, А. Модильяни, А Бурдель во Франции, В. А Серов, М. А. Врубель,
М. В. Нестеров, П. Д. Корин, С. Д. Лебедев в России).
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ (франц. postimpressionisme) — термин,
обозначающий основные направления французской живописи на рубеже XIX-XX вв.,
возникшие за импрессионизмом и провозгласившие неприятие его художественного
метода. Отправной точкой в истории постимпрессионизма считается середина 1880-х
гг. Именно в это время состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован
«Манифест символизма» (1886) французского поэта Ж. Мореаса.
Многие из приверженцев постимпрессионизма в прошлом примыкали
к импрессионизму, но постепенно они стали пытаться выразить новыми средствами
не сиюминутное и преходящее в жизни, как это было у их предшественников, а длительное
и наиболее существенное в ма териальном и духовном состоянии натуры.
Период постимпрессионизма характеризуется взаимодействием
разнообразных творческих систем как отдельных художников, так и целых направлений.
Так, П. Сезанн стремился отразить устойчивость и материальность окружающего
мира. Голландский художник В. Ван Гог, выйдя на сверхчувственную выразительность
формы и цвета, предвосхитил появление экспрессионизма.
Постимпрессионизм. П. Сезанн. «Натюрморт с апельсинами и
яблоками». 1895-1900 гг.
П. Гоген в полотнах, посвященных быту и легендам Полинезии,
пытался воплотить мечту о гармонии мира, о поэтическом единении человека и природы,
проложив путь символизму и модерну. Его учениками и последователями стали художники
образованной им Понт-Авенской школы и участники группы «Наби» (М. Дени, П. Серюзье,
Э. Вюйар, П. Боннар и др). А. де Тулуз-Лотрека можно считать предшественником
линейно-живописного строя и декоративной стихии стиля модерн. К постимпрессионизму
относится и неоимпрессионизм с его опытами с цветом (Ж. Сера, П. Синьяк и др.).
Постимпрессионизм. А. де Тулуз-Лотрек. «Туалет». 1896 г.