Пейзаж. К. Моне. «Бульвар Капуцинок». 1873 г.
Пейзаж. Э. Мане. «Сад в Бельвю». 1880 г.
Пейзаж. В. Ван Гог. «Долина Ла Кро». 1888 г.
ПЛЕНЭР (франц. plein air, букв, открытый воздух) —
передача в живописи изменений, происходящих в природе в естественных условиях,
под действием солнечного света, воздуха и атмосферных явлений.
Пленэрная живопись, в отличие от работы в мастерской, занимается
изучением окружающей среды, рефлексов, цветовых изменений, переходов, нюансов,
теней, наблюдаемых на открытом воздухе. Ее основные признаки — светлый колорит,
чистый сияющий цвет, ощущение световоздушной среды и т. д.
Расцвет пленэрной живописи падает на XIX в. Особого успеха
в пленэризме добились Дж. Констебл в Англии, К. Коро и художники-барбизонцы
во Франции, С. Ф. Щедрин и А. А. Иванов в России. Однако самая последовательная
и тщательная разработка проблем пленэра принадлежит импрессионистам, у которых
свет и воздух приобретают важное самостоятельное значение.
Пленэр. О. Ренуар. «Тропинка в высокой траве». 1874 г.
ПОНТАВЕНСКАЯ ГРУППА
(франц. Pont-Aven, от pont — мост и Aven — название реки)
— объединение французских постимпрессионистов. Понт-Авен — небольшая бретонская
деревушка на севере Франции, известная своим тихим патриархальным укладом и
живописными пейзажами. На протяжении многих лет она привлекала художников из
разных стран Европы. В 1886 г. туда приехал П. Гоген, чтобы отдохнуть от шумной
суеты Парижа. В 1888 г. за ним последовали Э. Бернар, Л. Анкетен, П. Серюзье
и Я. Веркаде. Вместе со своим учителем художники очень много работали над созданием
особого синтетического стиля, который позволил бы им отойти от слишком натурального,
по их мнению, стиля импрессионистов.