ПУАНТИЛИЗМ (от франц. poin-tiller — писать точками)
— письмо раздельными мазками в виде точек, мелких квадратов или прямоугольников.
Нанесенные таким образом на холст чистые краски оптически смешиваются в глазах
зрителя и образуют красочное живописное полотно. Примерами виртуозного использования
пуантилистической техники могут служить интенсивные, контрастные по колориту
пейзажи П. Синьяка и А.-Э. Кросса, тонко нюансированные и очень искусно построенные
обобщенные картины Ж. Сера, портреты и жанровые объемно-пространственные композиции
Т. ван Рейселберге и Дж. Сегантини.
Пуантилизм. П. Синьяк. «Песчаный берег». Фрагмент. 1890
г.
ПУРИЗМ (от франц. pur — чистый, от лат. purus — чистый)
— направление во французском изобразительном искусстве 1920-х гг.
Крупнейшие представители пуризма — А. Озанфан и Ш. Э. Жаннере
(Ле Корбюзье) — в манифесте «После кубизма» (1918) заявили о необходимости создать
новое декоративное искусство, отличительными чертами которого были бы предельно
простая форма и минимальное присутствие деталей. Образцом для подражания они
провозгласили машину, призывая художников отказаться от субъективного произвола
в изображении действительности и в своем стремлении к пластическому совершенству.
Пуризм. А. Озанфан. «Графика на черном фоне». 1928 г.