Первобытное искусство трактовало время как мгновение, выхваченное
из быстрого движения (сцены охоты), как неограниченный по продолжительности
процесс (эпические рассказы в петроглифах и писаницах неолита и бронзового века)
и как неизменную вечную данность.
Античное искусство воспевало гармонию и совершенство слитых
в едином порыве равномерных движений («Дискобол» Мирона, середина V в. до н.
э.). Средние века характеризовались сочетанием незыблемости вечного идеала с
неторопливым обстоятельным рассказом (фресковые циклы, житийные иконы).
Время. П. Гоген. «Автопортрет с „Желтым Христом"». 1889
г.
Начиная с Возрождения в искусстве царит движение: ренессансный
героический жест или готовность к поступку («Давид», Микеланджело, 1501-1504),
барочный переход одного состояния в другое («Аполлон и Дафна» Л. Бернини, 1622-1625),
чудесное мгновение ожидания и едва уловимый оттенок чувства в искусстве рококо
(«Паломничество на Ки феру» А. Ватто, 1717).
XIX в. привносит новые аспекты в восприятие времени: эмоциональный
в творчестве романтиков («Битва при Пуатье» Э. Делакруа, 1830), исторический
(«Явление Христа народу» А. А. Иванова, 1837-1857). Импрессионизм приносит свое
обостренное восприятие времени.
Вырванное из стремительного потока мгновение городской жизни
или жизни природы заставляет по-другому взглянуть на мир, изменить систему оценок
окружающего мира и прожитого времени («После обеда» О. Ренуара, 1879).
На полотнах постимпрессионистов и символистов время, наоборот,
замирает и напоминает о непреходящей значимости бытия (Автопортрет с «Желтым
Христом» П. Гогена, 1889, Бывшее собрание Мориса Дени).
В XX в. усиливается противоречие между стремлением успеть
за лихорадочным темпом жизни и желанием сохранить незыблемыми устои духовной
жизни. Невозможность разрешить его приводит к кризису потрясенного сознания
(«Три музыканта» П. Пикассо, 1921).
Время. А. Иванов. «Явление Христа народу (Явление Мессии)».
1837-1857 гг.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ — термин, относящийся непосредственно
как к художественному произведению, так и к самой натуре.
Термин обозначает силу воздействия, впечатления, высокую
содержательность смысла.
Выразительность. К. Шмидт-Роттлуф. «Цветущие деревья». 1909
г.