СЕЗАНН
"Курильщик". 1890-1896 гг.
"Натюрморт с драперовкой". 1898-1899 гг.
В синтетический период (1888-1899) П. Сезанн создает цельный,
устойчиво-подвижный образ природы. Гибкие и пластичные мазки мастера одновременно
создают форму и намечают пространство, они словно цепляются друг за друга, формируя
единую, неразрывную структуру полотна. Человеческие фигуры не противостоят пейзажному
фону, они так же, как окружающая их растительность, пронизаны светом и воздухом
(«Купальщики», 1890-1892, Музей Орсэ, Париж). Художник очень часто обращается
к теме купания, воплощая в ней свой идеал свободного человека, живущего в гармонии
с природой. С воспоминаниями о счастливой юности связан у П. Сезанна образ высокой
сосны, отбрасывающей благодатную тень. Перенося этот образ на холст, художник
стремился решить проблему слияния предмета с окружающим его пространством и
выразить ощущение меняющегося и в то же время вечно существующего мира природы
(«Большая сосна близ Экса», 1890, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Этот интерес к
соотношению изменяющегося и постоянного наиболее ярко отразился в его поздних
натюрмортах («Натюрморт с драпировкой», 1898-1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Портретные композиции П. Сезанна лишены психологической, социальной и индивидуальной
характеристик, но люди, представленные на них, всегда значимы, а порой даже
монументальны («Курильщик», 1890-1896, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Дама в голубом»,
ок. 1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург). 1900-е гг. отмечены появлением так называемой
спонтанной живописи в его творчестве: композиция картины не продумывается заранее,
она возникает как бы сама по себе в процессе работы. Мужественно-суровая палитра
художника начинает приобретать лирические оттенки («Голубой пейзаж», 1900-е,
Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Все чаще на его полотнах появляется изображение горы св. Виктории
как символа величия и неделимости вселенной («Гора св. Виктории, 1900, Эрмитаж,
Санкт-Петербург).
Литература:
Воллар А. Сезанн. Пер. с франц. Л., 1934.
Перрюшо А. Сезанн. Пер. с франц. М., 1966.
Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников. Пер. с
франц. М., 1972.
Поль Сезанн. Л., 1975.
|