Восприятие реальности мира во всех его проявлениях художник
передает в пейзажах, натюрмортах и портретах.
Его портреты с элементами пейзажа или интерьера напоминают
жанровые картины (портрет поэта Бодлера, 1848, Музей Фабр, Монпелье; портрет
композитора Берлиоза, 1850, Лувр, Париж; портрет мецената Брюйяса в картине
«Здравствуйте, господин Курбе», 1854, Музей Фабр, Монпелье). Очень трудно определить
жанровую принадлежность картин Г. Курбе, написанных им в 1860-х гг.: «Маленькие
англичанки у открытого окна на берегу моря» 1865, Глиптотека, Копенгаген), «Девочка
с чайками» (1865, Собрание Поля Розенберга, Париж) и др.
«Волна». 1870 г.
Черты перехода жанровой живописи в портрет позднее были использованы
Э. Мане и художниками-импрессионистами.
С середины 1850-х гг. Курбе все больше увлекается пейзажем,
работает на пленэре, внимательно наблюдая за жизнью природы.
Его любимым мотивом становится изображение охоты. Картины,
написанные в этот период, отмечены реальным ощущением пространства, правдивым
воспроизведением реальных предметов и огромным интересом к проблеме передачи
световоздушной среды.
Палитра художника заметно светлеет, краски становятся более
насыщенными («Косули у ручья». 1866. Лувр, Париж; «Загнанный олень (Аллали)»,
1867, Музей искусств. Безансон).
В последнее десятилетие своей жизни Г. Курбе пишет прекрасные
морские пейзажи, изображая то спокойную и безмятежную водную гладь («Море у
берегов Нормандии», 1867. ГМИИ, Москва), то как бы на мгновение приостановившую
свое могучее движение волну («Волна», 1870. Лувр, Париж).
Разнообразная цветовая гамма марин меняется в зависимости
от освещения, но неизменным остается стремление художника подчеркнуть объемность
и материальность реального мира, наполненного светом и воздухом.
Влияние Г. Курбе на творчество импрессионистов проявилось
в первую очередь в выборе сюжетов, связанных с современной жизнью, а также в
использовании его технических приемов для передачи материальности и весомости
форм.
• Литература:
Тихомиров А. Н. Г. Курбе. М., 1965.
Калитина Н. Г. Курбе. Очерк жизни и творчества. М., 1981.