Неопределенности места действия соответствует неопределенность
освещения. На картинах П. В. Кузнецова невозможно установить источник, дающий
рассеянный, жемчужный, переливчатый, мерцающий свет («Ночь в степи», 1911-1912;
«Вечер в степи», 1912 — обе в Третьяковской галерее, Москва; «Птичий базар»,
1913, Русский музей, Санкт-Петербург). Неторопливый ритм его эпического повествования
гармонически сочетается с бескрайней ширью изображенных на его полотнах степей.
Световоздушная среда окутывает предметы, размывая их контуры, но не лишая при
этом своей материальной сущности.
П. В. Кузнецов отводит предметам особую композиционную роль,
уравновешивая их между собой, придавая картине строгую симметричность («Мираж
в степи», 1912, Третьяковская галерея, Москва).
Павел Кузнецов. «Вечер в степи». 1912 г.
Интерес художника к предметному земному миру нашел отражение
в ряде натюрмортов, в которых он продолжает решать свою главную проблему — соотношение
реальности и мечты. С этой целью он использует прием картины в картине («Натюрморт
с японской гравюрой», 1912; «Натюрморт с зеркалом», 1917), сочетание плодов
земли с фруктами («Утро», 1916, Третьяковская галерея, Москва; «Натюрморт с
подносом», 1916-1917, Русский музей, Санкт-Петербург), орнамент («Натюрморт
с сюзане», 1913, Третьяковская галерея, Москва; «Натюрморт с портсигаром», 1913).
• Литература:
Ромм А. Г. Павел Варфоломеевич Кузнецов. М., 1960.
Кузнецов П. В. Письма. Из высказываний. Из воспоминаний. М.,
1970.
П. В. Кузнецов. Альбом. Текст М. В. Алпатова. М., 1972.
Павел Кузнецов. Альбом. Вступ. ст. Д. В. Сарабьянова. М.,
1975.
Русакова А. Павел Кузнецов. Л., 1977.
Русакова А. Символизм в русской живописи. М, 1995.