ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович

Даже в рамках одного произведения он использует несколько разнообразных приемов наложения мазков («Морозное утро. Розовые лучи», 1906, частное собрание, Москва).

Большое значение в творчестве И. Э. Грабаря имели натюрморты, ставшие классическими образцами этого жанра в начале XX в. Написанные в манере, близкой к неоимпрессионистической, они свидетельствуют о повышенном интересе их автора к материальной стороне предметов («За самоваром», 1905, Третьяковская галерея, Москва).

Натюрморты-картины Грабаря всегда сочетаются либо с пейзажем, либо с интерьером, составляющими неотъемлемую часть их композиции («Хризантемы», 1905; «Неприбранный стол», 1907 — оба в Третьяковской галерее, Москва; «Дельфиниум», 1908, Русский музей, Санкт-Петербург). Даже стоящая особняком в творчестве И. Э. Грабаря картина «Толстые женщины» (1904, частное собрание, Москва) говорит о подчеркнуто натюрмортном подходе художника к своим моделям, а ее живопись находится в русле фактурных поисков начала века.

Большая научно-исследовательская деятельность И. Э. Грабаря приводила иногда к длительным перерывам в его работе живописца. Но он никогда не расставался с красками и всегда с радостью вновь брался за кисть, пытаясь найти новое решение традиционных проблем.

Так, в 1914 г. после шестилетнего перерыва он вновь обращается к натюрморту, но, изображая фрукты в вазах, корзинках или просто рассыпанные на покрытых узорчатыми скатертями столах, он отказывается от дополнительного фона в виде интерьера или пейзажа, предельно кадрирует холст, стремясь максимально передать декоративные свойства цвета. Поверхность стола при этом уплощается и приподнимается («Груши на синей скатерти», 1915, Русский музей, Санкт-Петербург).

Тяготение к декоративности приводит к тому, что И. Э. Грабарь постепенно отходит от прежней системы построения пространства с помощью разложения цвета («Рябинка», 1915, Третьяковская галерея, Москва; «Красные яблоки на синей скатерти», 1920, частное собрание, Новосибирск).

В 1920-1930-е гг. И. Э. Грабарь обращается к портретному жанру и пишет изображения своих близких, ученых и музыкантов («За чтением. Портрет В. М. Грабарь, жены художника», 1928, частное собрание, Москва; «Портрет М. И. Грабаря, сына художника», 1935, Третьяковская галерея, Москва; «Портрет С. С. Прокофьева», 1934, Картинная галерея им. Б. М. Кустодиева, Астрахань; «Портрет академика С. А. Чаплыгина», 1935, Музей-усадьба «Абрамцево», Московская область).

В 1940-1950 гг. И. Э. Грабарь создает серию пленительных пейзажей, передающих красоту природы Подмосковья («Березовая аллея», 1940; «Зимний пейзаж», 1954 — оба в Третьяковской галерее, Москва).

Игорь Грабарь. «Неприбранный стол». 1907 г.

• Литература:

Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автобиография. М., 1937.

Подобедова О. И. И. Э. Грабарь. М., 1964. Егорова Н. В. И. Э. Грабарь. М., 1979.

ГРАБАРЬ

   Начало страницы
   Назад    1    2    Вперед
   Главная
Hosted by uCoz