Игорь Эммануилович
Даже в рамках одного произведения он использует несколько
разнообразных приемов наложения мазков («Морозное утро. Розовые лучи», 1906,
частное собрание, Москва).
Большое значение в творчестве И. Э. Грабаря имели натюрморты,
ставшие классическими образцами этого жанра в начале XX в. Написанные в манере,
близкой к неоимпрессионистической, они свидетельствуют о повышенном интересе
их автора к материальной стороне предметов («За самоваром», 1905, Третьяковская
галерея, Москва).
Натюрморты-картины Грабаря всегда сочетаются либо с пейзажем,
либо с интерьером, составляющими неотъемлемую часть их композиции («Хризантемы»,
1905; «Неприбранный стол», 1907 — оба в Третьяковской галерее, Москва; «Дельфиниум»,
1908, Русский музей, Санкт-Петербург). Даже стоящая особняком в творчестве И.
Э. Грабаря картина «Толстые женщины» (1904, частное собрание, Москва) говорит
о подчеркнуто натюрмортном подходе художника к своим моделям, а ее живопись
находится в русле фактурных поисков начала века.
Большая научно-исследовательская деятельность И. Э. Грабаря
приводила иногда к длительным перерывам в его работе живописца. Но он никогда
не расставался с красками и всегда с радостью вновь брался за кисть, пытаясь
найти новое решение традиционных проблем.
Так, в 1914 г. после шестилетнего перерыва он вновь обращается
к натюрморту, но, изображая фрукты в вазах, корзинках или просто рассыпанные
на покрытых узорчатыми скатертями столах, он отказывается от дополнительного
фона в виде интерьера или пейзажа, предельно кадрирует холст, стремясь максимально
передать декоративные свойства цвета. Поверхность стола при этом уплощается
и приподнимается («Груши на синей скатерти», 1915, Русский музей, Санкт-Петербург).
Тяготение к декоративности приводит к тому, что И. Э. Грабарь
постепенно отходит от прежней системы построения пространства с помощью разложения
цвета («Рябинка», 1915, Третьяковская галерея, Москва; «Красные яблоки на синей
скатерти», 1920, частное собрание, Новосибирск).
В 1920-1930-е гг. И. Э. Грабарь обращается к портретному жанру
и пишет изображения своих близких, ученых и музыкантов («За чтением. Портрет
В. М. Грабарь, жены художника», 1928, частное собрание, Москва; «Портрет М.
И. Грабаря, сына художника», 1935, Третьяковская галерея, Москва; «Портрет С.
С. Прокофьева», 1934, Картинная галерея им. Б. М. Кустодиева, Астрахань; «Портрет
академика С. А. Чаплыгина», 1935, Музей-усадьба «Абрамцево», Московская область).
В 1940-1950 гг. И. Э. Грабарь создает серию пленительных пейзажей,
передающих красоту природы Подмосковья («Березовая аллея», 1940; «Зимний пейзаж»,
1954 — оба в Третьяковской галерее, Москва).
Игорь Грабарь. «Неприбранный стол». 1907 г.
• Литература:
Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автобиография. М., 1937.
Подобедова О. И. И. Э. Грабарь. М., 1964. Егорова Н. В. И.
Э. Грабарь. М., 1979.