Знакомство А. Модильяни с Жанной Эбютерн в 1917 г. сыграло
важную роль как в личной жизни художника, так и в его творчестве. Работая над
многочисленными ее портретами, живописец оттачивал свое мастерство, доводя принцип
линейной стилизации до законченного совершенства и придавая ему четкость лаконичной
формулы. Удлиненная фигура, представленная в спиралевидном развороте, очерчивается
пересекающимися параболами и завершается наклонным овалом лица («Желтый свитер»,
ок. 1919, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Жанна Эбютерн в рубашке», 1919,
Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
«Маленький крестьянин». 1918 г.
«Желтый свитер». Ок. 1919 г.
Особое место в творчестве Модильяни занимают полотна, которые
были написаны в период увлечения им искусством итальянского Возрождения, византийской
и древнерусской иконописью («Жанна Эбютерн в шляпке», 1917-1918, частное собрание,
Париж).
Широко известны его многочисленные фигуры обнаженных. Трепетные
и волнующие, они завораживают и приковывают взгляд тугими формами и ритмичными
изгибами своих тел («Стоящая обнаженная», 1917. частное собрание; «Лежащая обнаженная»,
1917, Государственная галерея, Штутгарт; «Большая обнаженная», ок. 1919, Музей
современного искусства, Нью-Йорк).
1918-1919 гг. А. Модильяни провел в Ницце и Каннах. Очарованный
красотой людей и пышностью южной природы, он обращается к живописи П. Сезанна
и создает удивительные по эмоциональному настрою полотна («Маленький крестьянин»,
1918. Галерея Тейт, Лондон; «Южный пейзаж», 1918, частное собрание, Париж).
Литература:
Виленкин В. Я. Амедео Модильяни. М., 1989.
Дилъ Г. Модильяни. М., 1995.