В середине 1880-х гг. Э. Дега начинает использовать пастель.
Причиной этому явился прогрессирующий конъюнктивит, которым художник заболел,
находясь на военной службе в качестве добровольца при осаде Парижа. Именно в
это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Преклонение
перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин
за туалетом («После ванны», 1885, частное собрание). Эти восхитительные работы
были показаны на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 г.
В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп
огней, Э. Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать
краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей
водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил ее на
холст.
Одна из излюбленных тем Э. Дега — изображение лошадей перед
стартом. Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в
этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя
азартную атмосферу соревнований («Скаковые лошади перед трибуной», 1869-1872;
«На скачках», 1877-1880 — обе в Музее Орсэ, Париж; «Жокеи перед скачками», 1881,
Художественный музей Барбера, Бирмингем).
В личной жизни Э. Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым,
случавшиеся с ним временами приступы гнева, как правило, были вызваны опасениями
потерять свою независимость. Художник никогда не был женат и не имел детей.
Потеряв зрение в 1908 г., он вынужден был отказаться от занятий живописью и
последние годы провел в глубоком одиночестве.
«Танцовщица на сцене». 1878 г.
• Литература:
Тугендхолъд Я. А. Эдгар Дега и его искусство. М., 1922.
Зернов Б. А. Дега. Альбом. Л.-М., 1965.
Русакова Р. Дега. М., 1968.
Э. Дега. Письма. Воспоминания современников. Пер. с
англ, и франц. М., 1971.