ДЕГА
Появление фотографии дало художнику опору в поисках новых
композиционных решений своих картин, но в полной мере оценить это изобретение
Э. Дега смог только в 1872 г. во время пребывания в Северной Америке. Итогом
этого путешествия стал «Портрет в хлопковой конторе» (1873, Музей изящных искусств,
По), композиция которого производит впечатление случайного репортажного снимка.
Вернувшись во Францию, Э. Дега вновь оказывается в компании
своих близких друзей: Э. Мане, О. Ренуара и К. Писсарро, но, будучи человеком
замкнутым, предпочитает проводить большую часть своего времени за работой, а
не за бесконечными спорами о судьбах искусства. Тем более что вскоре один из
его братьев попадает в затруднительное финансовое положение, и Э. Дега вынужден
в уплату его долгов отдать большую часть своего состояния и продать несколько
своих картин.
«После ванны». 1885 г.
Э. Дега с головой уходит в работу, посещает танцевальные классы
в Опере, где его беспристрастный и цепкий взгляд художника наблюдает за тяжелейшим
трудом балерин.
Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем
то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие
минуты отдыха. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция
автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни («Танцевальный класс»,
1873-1875; «Танцовщица на сцене», 1878 — обе в Музее Орсэ, Париж; «Танцовщицы
на репетиции», 1879, МГИИ, Москва; «Голубые танцовщицы», 1890, Музей Орсэ, Париж).
Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры.
При работе над женскими образами, по словам самого художника, его в первую очередь
занимает цвет, движение и строение их тела. Поэтому ему достаточно изобразить
мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную
позу гладильщицы или прачки («Чтение письма», 1884, Художественная галерея и
музей, Глазго; «Гладилыцицы», Музей Орсэ, Париж). Женщины на его полотнах лишены
тепла, но от этого они не становятся менее привлекательными и волнующими.
«Голубые танцовщицы». 1890 г.
|