В конце 1890-х гг. художника охватывает «ностальгия
конца века», которую пережили многие русские и зарубежные художники, писатели,
поэты и музыканты. Желание вырваться из затхлого мира пошлости приводит Борисова-Мусатова
к созданию совершенно особого живописного мира, сочетающего в себе реальные
и вымышленные образы. С этой точки зрения «Автопортрет с сестрой» (1898, Русский
музей, Санкт-Петербург) является программным произведением, в котором художник
впервые соединяет две тенденции: передачу портретного сходства и материальности
предметов, с одной стороны, и воплощение с помощью условно-декоративных форм
придуманного мира поэзии — с другой. Чистая и прозрачная грустная мелодия этой
картины и следующего за ней «Осеннего мотива» (1899, Саратовский государственный
художественный музей им. А. Н. Радищева) станет лейтмотивом всего творчества
В. Э. Борисова-Мусатова.
"Мальчик с собакой". 1895 г.
На его, полотнах запечатлены элегические воспоминания об ушедшем,
но не о какой-либо конкретной эпохе, а о выдуманном прекрасном прошлом, дающем
простор творческой фантазии (этюд «Две дамы», 1899-1900, Русский музей, Санкт-Петербург;
«Осенний мотив», 1901, Киевский музей русского искусства; «Гобелен», 1901; «Изумрудное
ожерелье», 1903-1904; «Реквием», 1905 — все в Третьяковской галерее, Москва).
Художник отказывается от техники масляной живописи и начинает
работать темперой, матовая поверх ность которой наиболее соответствует общему
строю декоротивных композиций ("За вышиванием " , 1901; «На террасе», 1903;
«Прогулка на закате», 1903 — все в Русском музее, Санкт-Петербург).
Раздельные импрессионистические мазки укрупняются, приобретая
тем самым ритмическую выразительность, и в сочетании с плетением незакрашенного
холста образуют на его поверхности необычайно интересную и богатую фактуру («В
парке», 1901-1903, Государственный художественный музей Белоруссии, Минск; «Призраки»,
1903; «Женщина в желтой шали», 1904 — обе в Третьяковской галерее, Москва).
В 1902 г. Борисов-Мусатов создает главную свою картину «Водоем»
(1902, Третьяковская галерея, Москва), наполненную щемяще звучащим лирическим
чувством, монументально-декоративную и поэтически-реальную одновременно.
Вершины своего пейзажного искусства В. Э. Борисов-Мусатов
достигает в последние месяцы своей жизни. В акварели «На балконе. Таруса», в
пастелях «Куст орешника», «Осенняя песня» (1905, все в Третьяковской галерее,
Москва) природа словно растворяется в благоговейном чувстве художника.
Простые по композиции, с четко выраженными линейными и красочными
ритмами, заполненные прозрачной голубизной и бледным золотом осени, эти картины
являются образцами особого вида пейзажа, открытого Борисовым-Мусатовым, — декоративного
пленэра.
• Литература:
Станюкович В. К. В. Э. Борисов-Мусатов. СПб., 1906.
Врангель Н. Н. Борисов-Мусатов. СПб., 1910.
Евдокимов И. Борисов-Мусатов. М., 1924. Мочалов Л. В. Виктор
Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Л., 1976.
Шилов К. Борисов-Мусатов. М., 1985.
Дунаев М. В. Э. Борисов-Мусатов. М., 1993.