«Тополя». 1891 г.
В 1877 г. К. Моне создает серию картин (на них представлен
вокзал Сен-Лазар), наметившую новый этап в его творчестве: отход от целостной
концепции картины-этюда в сторону аналитического подхода к изображаемому («Вокзал
Сен-Лазар», 1877, Музей Орсэ, Париж).
Изменение живописной манеры художника сопровождается переменами
в его личной жизни. Тяжело заболевает его жена Камилла. С рождением второго
ребенка нищета, в которой живет семья Моне, усиливается. После смерти жены заботу
о детях взяла на себя Алиса Гошеде, с семейством которой К. Моне снимал дом
в Ветее. Она то и стала его второй женой. Вскоре материальное положение К. Моне
поправилось настолько, что он покупает собственный дом в Живерни, где и протекает
поздний период его творчества.
Моне впитывает в себя новые веяния и как бы предвосхищает
своим творчеством работы художников конца XIX — начала XX вв. Он по-другому
начинает относиться к цвету, меняются сюжеты его картин. Теперь основное внимание
художника сосредоточено на выразительности цветовой гаммы мазка в отрыве от
его предметной соотнесенности, усиливается стремление к декоративности, которое
вылилось в итоге в создание картин-панно.
Простые сюжеты картин 1860-1870 гг. уступают место сложным,
богатым различными ассоциативными связями: эпические изображения скал, элегические
шеренги тополей («Скалы в Бель-Иль», 1886, ГМИИ, Москва; «Тополя», 1891, Метрополитен-музей,
Нью-Йорк).
«Белые кувшинки». Фрагмент. 1899 г.