МОНЕ
«Стог сена в снегу. Хмурый день». 1891 г.
Закончив «Завтрак на траве», К. Моне продолжает совершенствовать
открытый им метод в многочисленных этюдах, которые пишет в «Лягушатнике» — любимом
месте отдыха парижан. Он отправляется туда вместе с О. Ренуаром, покинув лес
Фонтенбло, служивший натурой для художников барбизонской школы. Здесь, в «Лягушатнике»,
К. Моне стремился показать окружающую его жизнь во всем ее многообразии: игру
солнечных бликов на колышущейся глади воды, многолюдную пеструю толпу отдыхающих,
которая растворяется в пейзаже и составляет с ним единой целое («Лягушатник»,
1869, Национальная галерея, Лондон).
Трагические события 1870-1871 гг. вынуждают К. Моне эмигрировать
в Лондон, откуда он совершает путешествие в Голландию. По возвращении оттуда
начинается самый плодотворный период в его творчестве, в 1872-1873 гг. он создает
одни из самых лучших картин — «Сирень на солнце» (1873, ГМИИ, Москва), «Бульвар
Капуцинок» (1873, ГМИИ, Москва), «Поле маков у Аржантёя»» (1873, Музей Орсэ,
Париж), «Впечатление. Восход солнца» (1872, Музей Мармоттан, Париж) и др. В
1874 г. некоторые из этих картин были выставлены на знаменитой выставке, организованной
«Анонимным обществом живописцев, художников и граверов», руководителем которого
являлся К. Моне. После этой выставки, названной по имени картины Моне «Впечатление.
Восход солнца», художники устроители и получили название «импрессионисты» (от
франц. impression — впечатление).
В работах этого периода обращает на себя внимание целостность
восприятия художником происходящих вокруг сиюминутных событий. Глядя на них.
у зрителя создается впечатление личного присутствия на этом нескончаемом празднике
жизни, наполненном солнцем, светом, гомоном нарядной толпы.
Поселившись в Аржантёе, К. Моне с таким увлечением рисует
Сену, ее мосты, скользящие по водной поверхности парусники, что сам строит себе
лодку, в которой спускается до самого Руана и там, пораженный увиденным, воспроизводит
в своих этюдах окрестности города и заходящие в устье реки морские суда («Аржантёй»,
1872, Национальная галерея искусств, Вашингтон; «Парусная лодка в Аржантёе»,
1873-1874, Музей Орсэ, Париж).
«Стога. Конец дня. Осень». 1891 г.
|