Наиболее полно пленэрные искания А. А. Иванова отразились
в более поздней серии этюдов, изображающих обнаженных мальчиков на траве, под
открытым небом.
Многие пейзажные работы отмечены стремлением художника к синтетическому
восприятию природы как целого (панорама Понтийских болот, 1838, Русский музей,
Санкт-Петербург и Третьяковская галерея, Москва; «Аппиева дорога», 1845; «Неаполитанский
залив у Кастелламаре», 1846 — обе в Третьяковской галерее, Москва; «Монтичелли»
или «Тиволийские горы»; «Пейзаж с дорогой в окрестностях Неаполя», ок. 1845
— обе в Русском музее, Санкт-Петербург).
В готовом варианте картину «Явление Христа народу» А. А. Иванов
демонстрирует новый подход к решению колористических проблем в рамках монументальной
тематической картины.
В рассеянном свете свежим чистым цветом звучат все краски
дня, глубокие тени отсутствуют, при этом сохраняется пластическая четкость объемов.
Прекрасно выписана центральная группа людей, укрывшихся в
тени деревьев. Под сенью густой листвы речная вода и прибрежные камни поражают
разнообразием зеленых оттенков.
Не менее живописна и небольшая группа так называемых «дрожащих»,
на чьих смуглых телах отражаются холодные голубоватые и сизые отсветы неба,
контрастирующие с теплыми бликами света на земле.
В конце 1840-х гг. в творчестве и мировоззрении А. А. Иванова
наступает переломный момент.
«Два мальчика на фоне пейзажа, в позах мальчика, выходящего
из воды, и старика, опирающегося на палку»
Новое понимание своих задач и поиски новых средств художественного
выражения он попытался воплотить в серии акварельных эскизов монументальных
росписей или картин на библейские и евангельские темы, предназначавшихся для
специального общественного здания.
• Литература:
Алпатов М. В. Александр Иванов. М., 1959.
Аллвнов М. А. А. Иванов. М., 1980.
Александр Андреевич Иванов. Альбом. М., 1983.