КОНТРАСТ (франц. contraste — резкое различие, противоположность)
— один из художественных приемов, в основе которого лежит противопоставление
двух соотносящихся качеств с целью их усиления. Цветовые и светотеневые контрасты
служат для моделировки объема или выражения пространственных отношений.
Контраст. О. Ренуар. «Танец в Буживале». 1883 г.
КОНТУР (франц. contour, итал. contorno) — линия, очерчивающая
силуэт предмета или отдельной его детали. Контур обладает большой художественной
выразительностью, придавая произведению большую экспрессию и динамизм. В клуазонизме,
например, он выступает в качестве одного из основных композиционных элементов.
КУБИЗМ (франц. cubisme, от cube — куб) — одно из постимпрессионистических
направлений во французском искусстве 1900-1910-х гг., основателями и виднейшими
представителями которого были П. Пикассо и Ж. Брак. Своим названием кубизм обязан
обилию прямых линий, граней и кубоподобных форм в живописных композициях. Различают
три периода в развитии кубизма: сезанновский (1907-1909), аналитический (1909-1912)
и синтетический (1913-1914). Работы, относящиеся к сезанновскому периоду, массивными
объемами, высеченными прямыми и резкими изломами напоминают пластику негритянского
искусства. Авторы аналитических полотен дробили форму на мелкие грани и на сходящиеся
под разными углами плоскости. При этом возникали удивительные стереометрические
эффекты: едва наметившийся объем неожиданно превращался в плоскость, передняя
грань — в боковую, линии, не успев начаться, вдруг обрывались, все формы смешивались
и образовывали не поддающийся зрительному восприятию калейдоскоп. Основным приемом
синтетического периода становится коллаж. Живописный текст как бы собирается
из отдельных знаков разных языков (живописи, графического слова, нотных знаков
и т. д.), образуя незамысловатый сюжет (как правило, натюрморт), который затем
прочитывается зрителем. В качестве материала для картины выступают одиночные
красочные мазки, обрывки газет, цветной бумаги, узорчатых обоев, рисунков с
каким-либо изображением или имитацией фактуры.
Кубизм. П. Пикассо. «Девушка с мандолиной». 1910 г.
|