МОДЕЛЬ (франц. modele, итал. modello, от лат. modulus
— мера) — человек (профессиональный натурщик или портретируемый), позирующий
художнику при работе над художественным произведением, а также существа и предметы,
служащие ему в качестве натуры.
МОДЕРН (франц. moderne — новейший, современный) — стиль
в европейском и американском искусстве второй половины XIX — начала XX в. Во
Франции назывался «ар нуво», в Германии — «югендстиль», в Австрии — «сецессион»,
в Италии — «либерти», в Испании — «модернисмо».
Модерн. Г. Климт. «Хармине Галлиа». 1897 г.
Основой модернизма был неоромантизм, возродивший романтические
идеи противостояния общества и отдельного индивида, особой миссии художника
и ведущей роли прозрения в создании произведения искусства.
Выдвигая идею преобразования мира посредством красоты и гармонии,
теоретики модерна призывали к синтезу искусств как к единственному средству,
способному решить данную задачу.
Живопись модерна отличается плоскостностью, орнаментальностью,
возникающей из гармонии целого и натуралистических или иллюзионистических деталей.
Особый декоративный эффект придает этой живописи сочетание
цветовых, подчас почти монохромных плоскостей и опутывающих их мощных контурных
линий, образующих затейливое переплетение, весьма напоминающее прихотливую ткань
тонкого кружева.
Чрезвычайно яркий, образный, живописный язык модерна как никакой
другой подходил для художественного воплощения образов и идеалов символизма.
С живописью модерна связаны имена таких художников, как П.
Гоген и участники группы «Наби» (М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйар, П. Се рюзье и
др.) во Франции, Г. Климт в Австрии, Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии,
М. А. Врубель, В. М. Васнецов, К. А. Коровин, отчасти В. А. Серов и члены группы
«Мир искусства» (Л. С. Бакст, А. Н. Бе нуа, К. А. Сомов) в России.
МОНОХРОМИЯ (от греч. monos — один и chroma — цвет)
— одноцветность; монохромный — исполненный оттенками одного цвета.
Монохромия. О. Ренуар. «Зонты». Ок. 1883 г.
МОТИВ (франц. motif, от лат. moveo — двигаю, привожу
в движение) — устойчивая тема, проблема или идея в творчестве художника или
целого направления в искусстве. Мотив может относиться как к натуре, так и к
ее изображению.