Одним из основателей братства назарейцев стал Ф. Овербек,
который вновь ввел в моду прическу «алла назарена».
С 1810 г. назарейцы в составе П. Корнелиуса, Ф. Овербека,
Ф. Пфорра, Ю. Шнорр фон Карольсфельда и др. обосновались в старом заброшенном
монастыре Сан-Исидоро, где они жили на манер средневековых религиозных братств
и художественных артелей.
Назарейцы поставили перед собой высокую цель возродить духовность
в искусстве, которая, как они считали, не сохранилась в живописи Нового времени.
Поэтому образцами для подражания они выбрали полотна А. Дюрера, Перуджино и
ранние работы Рафаэля. Однако произведения назарейцев, как отдельные так и коллективные,
например росписи в доме Бартольди в Риме 1816—17 гг. (ныне Национальная галерея
Берлина), несут на себе оттенок холодной стилизации. В 1820-х гг. группа начала
постепенно распадаться, и к концу 1830-х гг. почти все ее участники вернулись
на родину.
НАТУРА (от лат. natura — природа) — предметы и явления
окружающего мира, а также люди и живые существа, которые могут служить художнику
в качестве модели. Непосредственно и целиком с натуры выполняются наброски,
зарисовки, этюды, полностью или частично с натуры пишутся портреты, пейзажи
и натюрморты. Тщательное изучение натуры может происходить как в естественных
условиях (пленэр), так и в условиях мастерской при работе с натурщиком.
НАТЮРМОРТ (франц. nature morte, англ, still life, нем.
Stilleben) — жанр изобразительного искусства, воспроизводящий неодушевленные
предметы, размещенные в реальной бытовой среде и объединенные созданным художником
контекстом. Изображение предметов может быть реальным или фантастическим, иллюзионистическим,
наделенным особым символическим смыслом.
Еще античные и средневековые художники любили изображать предметы,
но первым натюрмортом, отвечающим всем критериям жанра, считается картина венецианского
мастера Якопо де Барбари (1504).
Расцвет жанра падает на XVII в.: пышностью форм и богатством
красок отличаются изображения даров природы на картинах фламандцев Ф. Снейдерса,
Я. Фейта, простота и величие композиции выделяет работы испанских мастеров Ф.
Сурбарана, X. С. Котана, но особенно разнообразен и изыскан голландский натюрморт,
окутанный атмосферой домашнего уюта (П. Клаас, В. Хеда, В. Калф, А. Бейерен).
Мастером натюрморта во Франции в XVIII в. был Ж. Б. Шарден, лаконичные и простые
по композиции работы которого утверждали красоту, гармонию и достоинство обыденной
жизни.
Натюрморт. П. В. Кузнецов. «Утро». 1916 г.
Натюрморт. А. Матисс. «Корзина с апельсинами». 1912 г.