Творчество художников XIX в. значительно расширяет привычные
рамки жанра: О. Домье наделяет свои натюрморты острым социальным звучанием;
прозрачность и воздушность полотен Э. Мане подчеркивают изменчивую красоту мира;
конструктивный и синтетический художественный язык П. Сезанна, обладающий монументальностью
и философским смыслом, использует цвет для создания почти скульптурной объемной
формы; экспрессивный мазок и символика ярких цветовых пятен В. ван Гога заставляют
заговорить самые обычные вещи. Натюрморт XX в. отмечен разнообразными художественными
экспериментами, цель которых — выявление многоаспектности и геометрической структуры
предметов материального мира (кубисты П. Пикассо и Ж. Брак во Франции, В. Е.
Татлин, Л. С. Попова в России). Многие художники через изображение предметов
пытались выразить собственное понимание мира и собственной личности (участники
объединения «Голубая роза» П. В. Кузнецов и М. С. Сарьян; члены группы «Бубновый
валет» П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн и Р. Р. Фальк; А. Матисс
во Франции, Дж. Моранди в Италии).
НЕОИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. neо-irnpressionnisme) —
течение в живописи, возникшее во Франции примерно в 1885 г. Крупнейшими представителями
этого течения являются Ж. Сера и П. Синьяк, которые создали художественную технику
дивизионизма. Французские неоимпрессионисты и их последователи продолжали традиции
позднего импрессионизма. Используя прием разложения тонов на чистые цвета, они
пытались в искусстве применить открытия, сделанные в области оптики. Вместе
с тем они старались отойти от фрагментарности и случайности, характерной для
импрессионистов, стремились к плоскостно-декоративному созданию пейзажей и многофигурных
картин-панно. Проводимое ими оптическое смешение чистых тонов спектра приводило,
с одной стороны, к ощущению ослепительно белого света, а с другой стороны, к
словно выцветшему белесому колориту.
Неоимпрессионизм. П. Синьяк. «Портрет Феликса Фенеона».
1890 г.
НЕОКЛАССИЦИЗМ, неоклассика — термин, обозначающий различные
направления в искусстве, возникшие после классицизма XVII в., ориентирующиеся
на классические образцы искусства Древней Греции, Древнего Рима и Возрождения
и имевшие целью сделать их критерием современного искусства. Чаще всего термин
«неоклассицизм» применяется для обозначения течения внутри стиля модерн, раннего
функционализма и раннего авангардизма первой четверти XX в.
НЮАНС (франц. nuance) — то же, что оттенок.
|